Штурмовики 1.

Первая мировая

 

Необходимость согласованных действий авиации с наземными войсками в ходе первой мировой  войны, которая быстро превратилась  в позиционную, потребовало создание и выработку стратегии применения нового вида авиа­ции – штурмовой.

Уже в начале войны самолёты стали применяться для поддержки  наступления наземных войск. Русская авиа­ция может гордиться тем, что она первой открыла новую форму боевого использования самолёта, раньше военно-воздушных сил других воюющих стран стала штурмовать  неприятельские войска. Военно-воздушный флот Рос­сии, как и авиация других стран, не имел на вооружении  хорошо вооруженного и бронированного штурмовика. Специальных штурмовых  отрядов не существовало. Лётчики летали на корпусных и армейских самолётах. Правда, в России ещё на кануне войны был сконструирован, опытный обра­зец самолёта, имевшего бронированное днище и пулемётную установку, но тогда концеп­цию бро­нированного, хорошо вооружённого самолёта поддержки посчитали прежде временной.

Первые штурмовые действия русских самолётов относятся к лету 1915 года. Пять русских самолётов 31-го авиационного отряда с небольшой высоты атаковали  скопление немецких войск на пере­праве через реку Буг у местечка Владава. Пулемётный огонь с воздуха и сброшенные на пехоту авиабомбы внесли смятения в ряды про­тивника и способствовали  успеху атаки 1-й гвардейской пехотной дивизии.

Союзники, как и немецкое командование,  наблюдали за развитием нового вида боевой деятельности и концу войны действия штурмовой авиации приняли широкие масштабы.  Вот как описывается участие английских и французских  лётчиков при наступлении войск Антанты против 2 германской армией под Амьеном: «8 августа 1918 года с 9 часов утра вся авиация союзников вылетела на поддержку атаки 450 танков. Всё небо над полем сра­жения было занято множеством самолётов, бросавшимся в атаку на все замеченные ими цели. Авиация ата­ковала с бреющего полёта  автоколонны, обозы, главные железнодорожные станции, артиллерийские позиции, скопление пехоты на поле боя, пулемётные гнёзда, забрасывая позиции противника связками ручных гранат, бомб и расстре­ливая из пулемётов. Отдельные самолёты атаковали противотанковые пушки, помогая этим про­движению танков и броневиков. Резервы второй  германской армии подверглись штурмовым атакам самолетов на подходах к полю боя. Дей­ствуя впереди танков, самолёты ставили дымовые завесы, сбрасывая фосфорные бомбы  перед укрепленными де­ревнями и лесами, имея целью скрыть приближение танков… Действуя на небольшой высоте совместно с наступающими войсками, самолёты неоднократно увлекали пехоту, сламы­вая сопротивление противника и тем самым содействовали успеху.

Первоначально для атак наземных объектов применялись  истребители,  реже самолёты-разведчики. Но летящие на бреющем полёте самолёты несли большие потери от наземного огня.  Поэтому авиа­конструкторы занялись созданием специальных бронированных самолётов-штурмовиков. Первыми в 1917 году штурмовики так называемые «пехотные самолёты» стали поступать на вооружение герман­ских ВВС. Их разра­ботка  была начата  вскоре после Верденской битвы, когда остро встал вопрос о расширении германской фронто­вой авиации.  Большинство  штурмовиков того периода представляли собой модификацию обычных се­рийных самолетов. Такими были самолеты фирм Albatros и AEG. 

 

 

Первым  эту задачу успешно выполнила  компания, Albatros создав самолёт для решения задач  не­посредствен­ной поддержки наземных войск который получил обозначение  Albatros  J.1.  Использовав крылья  многоцелевого, двухместного, двух стоечного биплана Albatros CII, конструкторы компании кардинально изменили конструкцию фюзеляжа, так как для защиты от наземного огня,  кабина и топливные баки были защищены 5-6 миллиметровым  стальным листом, это  увеличило массу самолёта по сравнению с прототипом на 490 кг.  Поскольку применялся менее мощный двигатель Benz Bz IV вместо мотора Daimler-Mercedes D.IV летные характеристики по сравнению с Albatros CII снизились, но не смотря на это, самолёт хорошо показал себя в боях  на заключительном этапе  войны.      

Всего было выпущено  около 100 машин, часть из них после войны применялась в ВВС стран Восточной Европы.

 

 

Albatros  J.1

 

Штурмовик  AEG J.I  был также фактически модификацией двух стоечного многоцелевого биплана AEG C.IV, который неплохо показал себя в качестве разведчика, артиллерийского корректировщика  и легкого бомбардировщика, снабженного броневой  защитой весом  390 кг, предохраняющей экипаж и силовую установку. Два пулемета были установлены в направлении вперед и вниз под углом в 45 градусов наблюдатель имел пулемет на кольцевой турели.

    Самолет J.II выпуска 1918г. был в целом подобен  варианту J.I, но имел некоторые усовершенствования в системе управления.  Всего  было построено более 600 машин обеих  модификаций. 

 

 

 AEG J.1 . Западный фронт 1918 г

Однако один из немецких самолётов штурмовиков периода первой мировой войны - Junkers J.1  – имел полно­стью оригинальную конструкцию.

В начале 1917 г. компания Junkers Flugzeug-Werke AG получила заказ на  проектирование и постройку бронированного самолета.  В итоге был создан  Junkers J4, получивший обозначением в армии Junkers J.I. Самолет представлял собой биплан с крыльями неравного размаха (полутораплан), крыло безрасчалочное толстого профиля и двигатель Benz Bz.IV мощностью 200 л.с. основные силовые элементы конструкции самолета J.I были выполнены из дюралевых труб, обшивка из гофрированного листа (дюралюминия), что вскоре стало отличительной особенностью самолетов Junkers. Силовая установка и экипаж были помещены внутри бронированной капсулы  из 5-мм хромоникелевой стали, общим весом 470 кг. Последние модели оснащались двигателем Daimler-Mercedes D.IVa. Уступая обычным двухместным самолётам в скорости, скороподъёмности и грузоподъёмности, J.1 значительного превосходил их в отношении боевой живуче­сти.  Серийное  производство началось в августе 1917 года. Всего было выпущено 227 машин.

В самом конце войны фирмой Junkers был создан еще более совершенный штурмовик моноплан Junkers J. 10, но крупносерийное производство начать не успели, война закончилась

Junkers J.I второй серии (командирская машина) Западный фронт, лето 1918 г.

 

В 1918 году специальный самолёт поддержки появился и в Великобритании. В отличие от  немецких конст­рук­торов, взявших за основу самолёт-разведчик, британцы решили построить  свой первый бронированный са­молёт T.F.2 Salamander, его назначение Trench Fighter (T.F.) – самолет поля боя разработанный  английской фирмой Sopwith Aviation Company, на базе удачного истребителя биплана Sopwith Snipe. Внизу передней части его фюзеляжа находилась бронированная пластина весом 295 кг для защиты пилота и топливных баков,  кроме того, она воспринимала на себя часть аэродинамических нагрузок.  Сохранилось стандартное вооружение из двух пулеметов Vickers, и испытывались разнообразные эксперимен­тальные установки  вооружения для обстрела ниж­ней  полусферы. Было построено 82 самолета до конца войны и ещё несколько десятков до конца  производства в 1919 году.

 

 

Sopwith T.F.2 Salaman­der, ВВС Великобритании, 1918 г

Всего же  во время первой мировой войны было построено около 1000 специальных самолётов штурмовиков (913 в Германии, 82 в Великобритании). Но после окончания войны о штурмовой авиации «забыли» до конца 20-х годов. Когда снова возникла потребность в штурмовиках начинать пришлось все с начала. Первыми за развитие этого вида авиации взялись страны которым пришлось возрождать свои военно-воздушные силы - СССР и Германия.

 

Тактико-технические характеристики самолётов-штурмовиков  периода первой мировой войны (1914 –1918 г.г.)

 

 

Название

Albatros

J-1

AEG J-1

Junkers

J-1

Sopwith T.F.2

Salaman­der

Страна

Германия

Германия

Германия

Великобрита­ния

Год выпуска

1917

1917

1917

1918

Экипаж, чел.

2

2

2

1

Размах крыла, м.

14,1

13,45

16

9,52

Площадь крыла, кв.м.

42,8

33,2

49,40

25,27

Длина, м.

8,8

7,4

9,1

5,94

Высота, м.

3,3

3,3

3,4

2,84

Двигатель

Benz Bz IV

Рядный

Benz Bz IV

Рядный

Benz Bz IV

(Mercedes D.IVa)

Рядный

Bentley BR2

Ротативный

Мощность, л.с.

1х200

1х200

1х200 (260)

1х230

Максимальная скорость, м

140

150

155

201

Максимальная дальность, км.

350

375

310

250

Потолок, м.

4500

4500

4000

4000

Вес пустого, кг

1398

1450

1766

836

Максимальный взлётный вес, кг.

1808

1740

2176

1139

Вооружение:

2  7,92-мм пуле­мета LMG 08/15 и  7,92 мм пулемет Parabellum  на турели.

2 синхронизирован­ных 7,92-мм пуле­мета LMG 08/15 и  7,92 мм пулемет Parabellum  на турели.

2 синхронизирован­ных 7,92-мм пуле­мета LMG 08/15 и 7,92 мм пулемет Parabellum

на турели.

2 синхронизиро­ванных 7.7-мм пулемета Vickers
4 11-кг бомбы.

 

 

Сайт управляется системой uCoz